19 июня 2020

Кризис COVID-19 охватил всю планету. Павел Моряков, генеральный директор «Москабельмет», руководитель сектора «Энергетика», российской Алюминиевой Ассоциации рассказал о положении дел в кабельной промышленности, роли отраслевых организаций и многом другом. Ниже приведены выдержки из интервью. Более подробная информация на сайте: http://www.aluminas.ru/

АА: Расскажите о роли Алюминиевой Ассоциации в российской промышленности, а также о структуре компании, которую вы возглавляете.

Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики был одобрен перечень системообразующих предприятий сферы ведения Минпромторга России. В документ, включающий в себя 1151 компанию (по состоянию на 12 мая) из более чем 30 отраслей промышленности, вошли компании-члены Алюминиевой Ассоциации: ГК «Москабельмет», ООО «Камский кабель» и ООО «ТД «Ункомтех».

Я являюсь генеральным директором ГК «Москабельмет», которая объединяет девять предприятий, среди которых пять заводов – «Элкат», «Завод Москабель», «Москабель-Фуджикура», «Москабель – Обмоточные провода» и Воротынский энергоремонтный завод. Предприятия выпускают медную катанку, медную проволоку, обмоточные провода, оптические, силовые и контрольные кабели, а также другие уникальные продукты. ГК «Москабельмет» занимает лидирующие позиции в стране по производству транспонированного провода. Изделия компании используются в энергетической, транспортной, строительной, машиностроительной, атомной, оборонно-промышленной, нефтегазовой отраслях. Компания также является одним из трех предприятий в стране, осуществляющих полный производственный цикл: от изготовления медной катанки до производства готовых кабельно-проводниковых изделий.

АА: Как кабельщики себя чувствуют в нынешних непростых для всех условиях?

Не открою тайны – работаем на пределе. Мы общаемся с заводами – у всех ситуация тяжелая. Нет заказов, в первую очередь из-за того, что остановились стройки. А раз нет новых поступлений, откуда брать средства, чтобы платить зарплату? Все живут в условиях кредитов. Чтобы продержаться, нам нужны послабления. Они могут быть связаны как с предоставлением беспроцентных займов на выплату зарплат, так и с отменой определенных налогов. Как это будет сделано – через налоги, выдачей субсидий на зарплату и пр. – форма в данном случае не так важна. Главное, чтобы был создан механизм пополнения оборотных средств. Бизнесу необходимо денежное вливание.

АА: Какие меры поддержки, по вашему мнению, были бы наиболее эффективны?

Если мы говорим о сохранении рабочих мест и самих предприятий, следовало бы освободить компании от налогов хотя бы на два-три месяца. В сложившихся обстоятельствах было бы логично не платить НДС, налог на прибыль, налог на имущество и прочие отчисления. Это дало бы нам глоток воздуха. Мы смогли бы воспользоваться этими, как вы понимаете, немаленькими сэкономленными средствами, чтобы остаться наплаву. Вот, например, государство ввело мораторий на оплату аренды. То есть, сейчас арендодатель должен предоставить каникулы. Было бы интересно то же самое сделать и по налогам – с рассрочкой, допустим, на три года. Надеюсь, что судьбоносные для отрасли решения будут приняты уже в ближайшее время.

АА: Насколько важна для отрасли поддержка государства?

Сейчас как никогда компаниям и целым отраслям нужна поддержка государства. Мы знаем о помощи малому и среднему бизнесу. Но большинство кабельных заводов, да и компаний, которые входят в Алюминиевую Ассоциацию, это крупный бизнес. Им для получения помощи необходим статус системообразующих. Что дает этот статус? Для системообразующих предприятий предлагается льготное кредитование на пополнение оборотных средств. Ставка по таким кредитам будет субсидироваться государством в размере ключевой ставки Банка России. Кроме того, половина кредита будет обеспечена госгарантиями Минфина России.

АА: Какова роль Алюминиевой Ассоциации в консолидации позиции кабельной отрасли?

Один в поле не воин. Попасть в правительственный перечень или получить субсидию предприятию в одиночку тяжело, каким бы крупным оно ни было. Здесь необходим комплексный подход и не обойтись без центров консолидации, формирующих позицию всего профессионального сообщества. В нашем случае это Алюминиевая Ассоциация и Ассоциация Электрокабель – они собирают нас под свои знамена и помогают справляться с текущей ситуацией. Алюминиевая Ассоциация, если можно так выразиться, выходит широким фронтом, а Ассоциация Электрокабель действует на флангах, помогая кабельным компаниям попасть в реестры.

АА: Расскажите, пожалуйста, как выглядит взаимодействие компаний отрасли и отраслевых ассоциаций?

Кабельным заводам, являющимися ключевыми потребителями, нужен статус системообразующего предприятия. Алюминиевая Ассоциация развернула кампанию – обобщила данные от представителей отраслей, в том числе и энергетической. Затем подключилась Ассоциация Электрокабель – начала помогать. Когда за дело взялись ассоциации, все стало проще и понятнее. Были сформированы критерии отбора компаний для получения статуса системообразующей организации, определены необходимые предприятиям субсидии и льготы. Это в хорошей ситуации – когда есть заказы, хватает денег на зарплату – не все понимают, зачем нужны ассоциации. Но как только наступают кризисные времена, например, текущая пандемия коронавируса COVID-19, значимость профессиональных объединений уже ни у кого не вызывает сомнений. В кризис именно ассоциации с их консолидирующим началом и видением общего положения дел могут достучаться до регулятора и получить дополнительные льготы для всего сектора. Трудно переоценить колоссальную работу, которую сегодня выполняют ассоциации. Со своей стороны, как руководитель сектора «Энергетика», готов вкладываться в это направление, собирать и предоставлять все данные, которые только потребуются.

АА: Ситуация с COVID-19 продолжает развиваться, на какие дальнейшие действия регулятора рассчитывают сегодня кабельщики?

Как я уже сказал, главная болевая точка кабельщиков – отсутствие заказов. Если бы не секвестировали бюджет и возобновили строительство, наша отрасль почувствовала бы себя намного лучше. Но понятно, что такой вариант возможен только когда улучшится эпидемиологическая обстановка. Мы ожидаем, что это произойдет во второй половине мая. Действия, которые в ближайшее время последуют со стороны правительства, мы примерно понимаем. Но скорее всего через месяц мы будем просить расширить пакет помощи. И тут нам опять-таки не обойтись без организационных усилий Алюминиевой Ассоциации. Сегодня необходимо быть в сообществе, в одиночку никто не справится.

Примечание редактора: Павел Моряков также ответил на несколько вопросов WJI.

WJI: Носит ли сокращение персонала в российской промышленности массовый характер?

Что касается кабельной отрасли, то этот показатель не превышает 1-2%. В некоторых регионах страны сотрудники были отправлены в неоплачиваемый отпуск, однако речь идет о единичных случаях. В нашей компании сокращений не было. Мы можем говорить о снижении размера заработной платы в отрасли на 20-30% вследствие вынужденного простоя из-за ограничительных мер. Заработная плата состоит из фиксированной части и бонуса за выполненную работу: если сотрудник не работал, он получает только фиксированную часть. Для кабельной отрасли характерна инертность, и мы в полной мере ощутим негативные последствия на экономику, вызванные пандемией коронавируса, в сентябре. И мы, и наши коллеги в настоящее время работаем над рядом долгосрочных проектов. Полагаю, мы почувствуем серьезный спад, когда новые глобальные проекты не будут запущены в 2021 году и позднее в течение трех или шести месяцев. В таком случае могут последовать сокращения.

WJI: Как долго сможет продержаться российский кабельный и проводниковый сектор без существенной поддержки со стороны государства?

Государственная поддержка для кабельной промышленности не означает субсидии, налоги или пополнение фонда оплаты труда. Она направлена на сохранение инвестиционных проектов, в которых принимают участие кабельные операторы. Кабельная отрасль без проектов – это как авиакомпания без пассажиров. Невозможно поддерживать кабельный бизнес как таковой, потому что у нас отсутствует консолидированный рынок, а также нет крупных компаний, занимающих более половины рынка. Трудно помочь каждому, поэтому наиболее оптимальным решением является сохранение инвестиционных программ, а не сокращение бюджетных расходов. Ряд кабельных операторов обладает резервными возможностями от трех до шести месяцев. Как бы то ни было, компании живут в кредит. Если будут сокращены инвестиции, то единственным правильным решением со стороны государства станет снижение кредитной нагрузки. Не представляется возможным выплачивать кредиты и продолжать выпускать продукцию при отсутствии заказов.

Wire Journal International

____________________________________________________________

Об Алюминиевой Ассоциации

Алюминиевая Ассоциация является некоммерческой профессиональной организацией, объединяющей производителей, поставщиков и потребителей алюминия. В состав Ассоциации, образованной в 2015 году, входят 120 компаний и организаций из различных отраслей промышленности, а также научные институты. В структуре Ассоциации семь секторов: «Энергетика», «Авиация и космос», «Алюмохимия», «Товары народного потребления», «Машиностроение», «Автомобилестроение» и «Строительство». Павел Моряков возглавляет сектор энергетики, представляющий компании-производители кабельной продукции и электрической проводки.

Ассоциация курирует более тридцати масштабных проектов, цель которых – расширить потребление алюминия в России, увеличить долю отечественной алюминиевой продукции на внутреннем рынке и повысить экспортный потенциал российских алюминиевых предприятий. Ключевыми направлениями работы являются содействие инновационному развитию российской промышленности, созданию новых продуктов и технологий, противодействие распространению контрафакта и др. Более подробная информация по адресу http://www.aluminas.ru/association/